Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Эмоциональная гибкость

19.04.2024
436
0
Эмоции структурируют наше мышление. Например, нам что-то не нравится — мы думаем, как этого избежать. Нас что-то пугает — мы думаем о причинах страха. Как же развивать умение лучше управлять своими чувствами?

Как известно: эмоции не поддаются логике. Они носят сигнальный и охранительный характер. Если нам хотя бы показалось, что где-то опасно — мы на всякий случай сразу отпрыгнем в сторону, а потом уже начнём анализировать ситуацию. И это хорошо. Этот механизм позволяет нам выживать в экстремальных условиях.

Эмоции структурируют мышление. Например: нам что-то не нравится — мы думаем, как этого избежать. Нас что-то пугает — мы думаем о причинах страха. И так далее...

Разум ищет основания для эмоций. Рационально успокоить себя практически не получается. Потому что эмоции — более древний и совершенный механизм реагирования. Они работают в разы быстрее. Рационализм пасует перед эмоциями.

Кто-то может возразить: я, мол, прекрасно справляюсь со своими эмоциями. Я объясняю себе почему нет ничего страшного в том, что происходит. Действительно, мы можем дать себе команду успокоиться. Но мы посылаем эту команду не в лимбический (эмоциональный) мозг. Мы идём в обход него.

Мы посылаем команду в более древние структуры: мы велим успокоиться телу.

Те, кто может успокоить себя рассуждениями — перед успокоением обязательно расслабляет тело. И только тогда эмоция сходит на нет.

Можно ли взять эмоции под контроль разума? Чтобы рационально подойти к регулированию эмоций, нам нужен предварительный этап. На нём следует письменно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло?
  2. Чего я ожидал(а) от ситуации (от человека, от себя)?
  3. Почему ситуация (человек, я сам) должны были разворачиваться (вести себя) так, как я ожидал(а)?
  4. Почему ситуация развернулась (человек или я сам повёл себя) так, а не иначе?
  5. Реально ли, чтобы мир (люди, я сам(а)) всегда оправдывали мои ожидания?
  6. А что было в ситуации хорошего? Что хорошего сделал человек? Что хорошо сделал(а) я сам(а)? За что ситуацию (другого, меня) можно похвалить?
  7. Реально ли, чтобы всё сложилось так, как я ожидал (а)? (Точно нет, иначе бы так и сложилось)

Дальше начинается настоящая работа по управлению эмоциями: мы расслабляем тело и уже из расслабленного состояния раз пять перечитываем всё, что написали.

Что за человек это написал? Что мы можем ему посоветовать в этой ситуации (в этих отношениях, в отношениях с самим собой)? За что мы благодарны ситуации (оппоненту, себе)? Что в следующий раз сделаем лучше? Прошли по шагам и вуаля: вы — мастер по управлению сложными эмоциями.